В России металлические подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая.

Первые подносы начали изготавливать на уральском Нижнетагильском горном заводе промышленников Демидовых. Зарождение промысла лаковой росписи по металлу обязано расширением в начале XVIII в. военного производства на Урале. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, заводовладелец и ведущий поставщик металла для военных нужд государства, закупил новейшее оборудование, в том числе партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. А появившаяся мода на «чаевничание» спровоцировала кустарей на создание из остатков от проката бытовых предметов- подносов.

Первые подносы были массивные, огромных размеров, полностью закрывали собой стол и назывались «скатертными», но вскоре их размеры уменьшились. Форма изделия делалась круглой, овальной, прямоугольной или восьмигранной. Обязательно по краю шел высокий бортик с фигурно вырезанными ручками.
Для окрашивания в темный цвет подносы «воронили» (покрывали олифой и запекали в печи). Далее металлические изделия покрывались для защиты от коррозии так называемым «хрустальным» лаком, получившим свое название за необычную прозрачность и прочность. К сожалению, даже самые продвинутые технологии не могут сейчас открыть состав того самого лака.

Со временем мастера перешли от лакировки изделий к их росписи. У тагильских живописцев по металлу определились свои излюбленные мотивы: цветочные букеты, натюрморты из фруктов, пейзажи, сюжеты народных гуляний, геральдические орнаменты.

На выставке «Формула гармонии Каменного Пояса» представлены как традиционные мотивы, включая реплики на старинные подносы XVIII века из собрания Русского музея, так и экспериментальные сюжеты для росписи. По словам Светланы Парышевой, мастера народных художественных промыслов Свердловской области, такое «хулиганство» современных мастеров открывает новые страницы в истории нижнетагильской лаковой росписи.
Так появились подносы с уральскими «писаницами», созданными мастером Сергеем Веселковым по мотивам древних памятников наскального искусства, найденных на территории Южного Урала.

Некоторые из экспериментов стали настолько успешными, что поверить сложно, что эти мотивы появились совсем недавно. Так случилось с уральской рябинушкой. В 80-х годах один из мастеров впервые написал рябину на подносе. Она так полюбилась покупателям, что позднее и другие мастера стали расписывать подносы этим удивительным узором. И в настоящее время брендом тагильского подноса стала именно рябина.

Приходите в Сургутский художественный музей и познакомьтесь с этим удивительным видом декоративно-прикладного искусства.

 





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия