Друзья, мы поздравляем всех нефтяников и газовиков с их профессиональным праздником и представляем Вашему вниманию выставку замечательного художника Виктора Семёновича Бухарова "Начало новой эпохи".
Триумфальное шествие нефтяных открытий в Западной Сибири на седьмом десятке ХХ столетия особенно отметилось именно здесь, в Сургуте. Масштаб и значение этих событий для страны, конечно же, не могли остаться без внимания и участия в них творческой молодежи. Молодой, талантливый и энергичный художник прибыл из Новосибирска на теплоходе в наш город с творческой командировкой, целью которой было запечатлеть горячую пору начала освоения нефтяного края. 1970-73 год. Простое ли это совпадение или нет, но ясно одно - время показало - Виктор Бухаров сам оказался под стать эпохе, став непосредственным участником и «летописцем» важного исторического момента.На сегодняшний день среди специалистов существуют различные трактовки созданной Виктором Семеновичем тогда серии графических работ. В том числе возникли и концептуальные построения, доводящие обобщения до эпического масштаба. Все это в той или иной степени вероятно, но благодаря возможности живого общения с автором, его сохранившимися воспоминаниями об этих эпизодах его жизни и творчества мы получили отчетливое представление о том, как это происходило на самом деле. Работы Виктора Семеновича сургутского цикла являют собой эмоционально насыщенное, яркое пластическое воплощение средствами изобразительного искусства личных впечатлений и от трудовых процессов, и от множества других жизненных явлений и человеческих образов, оказавшихся непосредственно перед его взором, захвативших внимание художника. Верный девизу «Ни дня без строчки», он каждый день создавал не менее двух полноформатных работ прямо с натуры. Творческий темперамент и мощный заряд энергии живописца отставляли в сторону обычные в таком деле поисковые, предварительные этапы работы – на лист выплескивалось только непосредственное восприятие.Представленный вашему вниманию цикл произведений, по признанию искусствоведов-экспертов, является очень ценным художественным и историческим материалом. Сценки из жизни местного населения, строителей, нефтяников, газовиков и энергетиков многое рассказывают о их напряженном труде и суровом быте, отображают типажи и характеры этих людей в портретных работах. Зритель может ощутить само время, впитавшееся в эти листы и навсегда осевшее в красочных образах художественного произведения.
В тайге. 1973Пасмурное, хмурое небо, сумрачный колорит, рушащиеся под напором техники монументальные, геометрически строго очерченные купы деревьев - как будто сама природа опечалена масштабом хозяйственного вмешательства людей в ее владения. Реальный сюжет освоения нефтеносного края. Тянутся трубы нефтяных и газовых трубопроводов, деловито ворочаются в истерзанном грунте бульдозеры, трубоукладчики, снуют рабочие – автор выражает свои эмоции и обобщает впечатления по поводу происходящего.
Вагончики в лесу. 1970Светлый и радостный живописный мотив – зимние прозрачные кроны деревьев над жилыми вагончиками первопроходцев. На центральной площадке событие, привлекшее внимание группы детей – мужчина разгружает большие сани с свеженапиленными дровами, яркие срезы чурбаков весело выглядывают из сугроба. Художник вдохновился простой, но характерной и содержательной сценкой из повседневной жизни импровизированного поселка – быстро и свежо набросав увиденное на бумагу.
Молодой начальник участка. 1970-1972Автор не сохранил для истории имя этого человека, наверное, это не так важно было для него. Важнее было ухватить состояние рабочего ритма и настроение руководителя строительного участка. Все элементы композиции динамичны, передают напряженную атмосферу ответственного рабочего места. Карты, графики, журналы, неснимаемая верхняя одежда и головной убор... И лишь серьезное лицо мастера в центре круговорота стрелок, складок, движения рук на какой-то момент обратилось к зрителю с внимательным взглядом зеленоватых глаз. В них читается сила и твердость характера, направленные на выполнение поставленных задач.
В Сургуте. Портрет. 1970Портрет молодого рабочего выполнен практически в монументальном ключе. Автор явно героизирует в данном конкретном образе человека труда, пришедшего освоить богатства северной земли. На это указывает эпический фон до самого дальнего горизонта за его фигурой. В нем уместились и нефтехранилища, и буровые вышки нефтяников, вертолеты, летящие в разных направлениях, и широкая река с многочисленными катерами, буксирами и нефтеналивными танкерами.
Рыбак (Рыбак Степан). 1970Портретный образ рыбака автор сознательно усилил фоном из плотной массы выловленной в реке рыбы. Для художника это такой же герой, как строитель или нефтяник, но характер его труда отличен. Поэтому художественно-пластическое и цветовое решение найдено особенное, на тонких тепло-холодных колористических нюансах.
Северная деревня (Сургутский мотив). 1970С большой симпатией художник относится к неспешной жизни северной деревни, подмечая характерные черты ее уклада: большие запасы свежих дров на подворьях, дощатые мостки на раскисшей под дождями улочке, скупая растительность палисадников, немногочисленные прохожие. Хоть этот осенний день и выдался облачным и влажным, но живописец использовал жизнерадостные, звонкие, нарядные цветовые гаммы, отдавая дань неброской, но родной и близкой красоте северных селений.
Сургут. Весна. 1970Новостройки Сургута. Внимание художника привлек сюжет неяркий, но очень выразительный, в котором совпали сразу два состояния: радостное весеннее настроение пробуждающейся природы и особое позитивное настроение района новостроек (жизнь налаживается!) с их недавно посаженными саженцами деревьев, еще не обжитыми голыми дворами и большими лужами.
Трубострой. 1970Летний погожий день. Далеко за городом идет строительство трубопровода. Колорит произведения и композиция построены на гармоничном распределении цветовых и тональных пятен. Идет размеренная работа, согласующаяся с состоянием природы. Нет драматичных ноток во взгляде художника, он склонен к созерцательному наблюдению и рассказу о происходящем.
Улица в Сургуте. 1970Лирическая сценка, увиденная автором на сургутской улице в старой части города. Среди подворий частного сектора из перспективы уходящей вдаль дороги по дощатому тротуару двигается нам навстречу стройненькая молодая женщина в по-городскому белом (!) плаще. Художник смог выразить и удивление этим контрастом, и любование по-настоящему живописной картиной на фоне яркой летней зелени трав, крон деревьев и темных брутальных бревенчатых заборов и построек.
В северном краю. Река Сайма в Сургуте. 1970Данное произведение, как и некоторые другие из этой серии, выходит за рамки определения «графика». Настолько богатое разнообразием цветовых и тональных оттенков изображение является в полной мере живописным. Мягкий, гармоничный колорит серовато-охристой, с вкраплением зеленых и коричневых оттенков, цветовой гаммы. Зыбкие отражения всего видимого взгляду художника в спокойной глади реки. Тишину нарушает только размеренный звук моторной лодки, пересекающей отражение облаков в Сайме.
В Сургуте. Мальчик (Сын рыбака). 1970Жанровая сценка во дворе сургутского рыбака, хотя очень детально выписаны портретные черты мальчика, имеющие важное значение для художественного образа данного произведения. Серьезным спокойствием и размеренным, неспешным ходом сельской жизни веет от этой композиции.
Дебаркадер. Сургут. 1970Характерная сценка для сургутского речного порта тех лет. Художник обратил внимание на яркую и солнечную живописную сценку ожидающих своего рейса пассажиров на дебаркадере, расположившихся в окружении портовых кранов, пришвартованных судов и причальных сооружений на переднем плане. Цветовая гамма насыщена взятыми в полную силу синими, красными, оранжевыми тонами. С большим мастерством автор выписал старые, видавшие виды кнехты на переднем плане, с ржавыми железными накладками и потертыми бревенчатыми боками.
Из поездки в Сургут (Прибыл пассажирский). 1970Еще одна работа на тему речного порта. Прибытие к сургутской пристани речного пассажирского теплохода, вставшего на стоянку среди других судов. Художник не избегает сложных ракурсов в изображении катера в левой части листа и сложных моментов в отражениях на воде, и в архитектуре береговых построек на заднем плане. Это увлекательная реальность, которая требует от него мастерства в решении композиционных и колористических задач, с которыми он прекрасно справляется.
Кузница нефти. 1970Индустриальный пейзаж – важная тема в раскрытии основной цели творческого «десанта» автора на комсомольско-молодежную стройку. Художником запечатлен рабочий момент на буровой, где бригада осуществляет подъем очередной трубы. Рядом находится целый склад из труб и других важных деталей, которые вскоре тоже вступят в дело – так подсказывает нам композиционное решение этого графического листа. Даже ритм в изображении облаков над лесом и буровой вышкой подчинен задаче сконцентрировать внимание зрителя на ключевой момент композиции – подъемный механизм с трубой и напряженный труд бригады буровиков.
На Оби (Лесоперевал). 1970Широкие водные просторы Оби вдохновляют художника. Он вновь и вновь пишет речные дали с караванами разнообразных судов, на берегах –загруженные штабелями бревен причалы с пришвартованными к ним катерами и лодками. Ржавые баржи на фоне играющих тончайшими цветовыми переливами волн. Захватывающий вид бурлящей жизни великой реки под величественным строем тяжелых облаков над ее пространствами.
Новые дома. Сургут. 1970Район новостроек всегда выглядит неуютно, пока не обжит как следует. Но только не в живописи. Художник в процессе создания сам обживает созданный на бумаге мир, наполняет его своим эстетическим чувством. Цветовая гармония на сближенных тонах в серо-охристой гамме навевает теплом и уютом от изображения.
Пожилой человек. 1970В галерее портретов эта работа выделяется необычным настроением. Взгляд художника привлекло психологически сложное состояние модели. Серьезность и ответственность в глазах этого человека, утомленность в позе наводят на мысль о постоянном и непрерывном преодолении настоящих трудностей в его жизни и работе. Имени автор не фиксировал, для него это не имело важного значения. Важным было ухватить сущностные моменты происходящих событий в жизни, характерные черты не столько самих людей, сколько целого поколения, самого времени, ставшего их судьбой.
Бытовки. 1970Типичный вид для строящегося города в 70-х. Повсюду бытовки, вагончики. В них живут и работают. Ничего, казалось бы, примечательного. Но заинтересованный глаз художника жадно ищет и, конечно же, находит мотив для создания произведения. Его вдохновило состояние тишины и гармонии, установившейся в этот зимний день над этой заснеженной поляной среди березовой рощи с приютившимися на ней бытовками. Простота и соразмерность всех элементов композиции помогает проникнуться жизненностью текущего момента. Початая поленница дров, фигурка вышедшего прогуляться человека и даже настроение мизансцены из трех собак на переднем плане – все свидетельствует о безмятежном спокойствии размеренного течения жизни.
Лодки в Сургуте. 1970Автор относится по-особенному к этой работе, считая ее своей большой творческой удачей. И впрямь она выделяется своим лихим задором, композиционной смелостью решения без явно выделенного главного объекта внимания – композиционного центра. Именно ритмический строй множества форм и разнообразных расцветок лодок на речном берегу передает ощущение жизненного разнообразия, ассоциативно связывая их с таким же различием и у людей, отражением индивидуальности их владельцев.
Автопортрет с бородой. 1970В какой-то момент увлеченной работы художник с интересом бросает взгляд и на себя самого, как бы со стороны. И, судя по цветовой и композиционной цельности исполнения этого произведения, – увиденное ему нравится. Нравится и окружающая его брутальная обстановка, суровый быт, оторванность от благ цивилизации. Молодость, сила и уверенность в себе и выбранном пути веет от этого изображения. И мы соглашаемся с автором: все хорошо, все правильно сделано...