«Именно в линогравюре я понял силу и выразительность плоскости», говорил Г.С. Райшев.
15 ноября в Сургутском художественном музее открылась выставка «Райшев Г.С. Югорский авангард», посвященная 90-летию со дня рождения одного из самых известных художников Югры – Геннадия Степановича Райшева. На выставке представлены ранние графические работы художника, созданные 1970-е годы. Увлечение линогравюрой дало Геннадию Райшеву толчок к новым открытиям в изобразительном искусстве. Произошло это в сентябре 1962 года, когда художник с семьей переехал в Карпинск, Свердловская обл., и познакомился с графиком Львом Вейбертом. Именно Вайберт, большой знаток различных техник авторской печати, предложил Райшеву попробовать себя в линогравюре. В то время эта техника была весьма популярна среди художников. Экспрессия ранних графических работ Райшева характерна для «сурового стиля», одного из направлений в отечественном изобразительном искусстве середины ХХ века. Не случайно линогравюру любят художники, по творческому темпераменту склонные к экспрессии, контрастам и лаконизму.На представленных линогравюрах мы видим знакомые каждому жителю Сургута места. Перед нами открывается панорама города, где на месте исторического района Старого Сургута, на стрелке Саймы и обской протоки Бардаковка, теперь раскинулся микрорайон Энергетиков.
Деревня Сивохрап, где родился Геннадий Степанович Райшев, стояла в живописном месте, где река Большой Салым впадает в Обь. Здесь издавна жили охотники и рыбаки иртышские ханты Райшевы, и русские старожилы Коневы, которые переселились сюда во время гражданской войны 1918-1920 гг. Эти два сибирских рода, «две реки» - как говорит художник, соединились в его судьбе. Навсегда запечатлелись в детской памяти художника «бесконечной широты пространства» воды, неба, начинающегося за селением поля, бора, наполненные жизнью природы и связанных с ней людей.