Из глубокого прошлого до нас дошли различные по своему исполнению произведения ювелирного искусства. До сих пор ученые затрудняются ответить на вопрос: когда и где появились украшения. Археологические раскопки позволили узнать, что первые украшения изготавливались из костей и зубов животных, частей растений, перьев, косточек плодов, морских раковин. Позже стал применяться металл: бронза и латунь, золото и серебро, медь и железо.

В древности по украшениям можно было судить о том, насколько могуществен их владелец, каково его происхождение. К тому же ювелирные изделия мастеров использовались как средство платежа.

Появление украшений исследователи связывают с возникновением магических предметов и религиозных представлений. Так поклонение небесным светилам луне и солнцу выразилось в появлении подвесок-лунниц. Лунницы - это металлические, усыпанные зернью серебряные и золотые подвески-полумесяцы, известные с эпохи бронзы (вторая половина II – начало I тыс. до н.э.). Такие украшения встречаются ещё в Египте и у большинства земледельческих народов Европы и Азии.

Подвески-лунницы, украшенные тончайшей зернью, у восточных славян широко использовались в X-XIII вв. и были подражанием привозным восточным образцам IX-X веков. Лунницы использовались не только как составная часть ожерелья, но и служили подвесками к серьгам. В ожерелье количество лунниц могло насчитываться до 13 штук. Подвески были призваны защищать владельца от внешних сил и были связаны с культом плодородия и благосостояния. Лунницы могли быть и девичьим украшением, и обязательным элементом женского костюма. Отличие состояло лишь в материале, из которого была изготовлена подвеска.

На территории Сургутского района при раскопках Сайгатинского урочища найдены великолепные образцы украшений. Некоторые были отлиты местными мастерами, а другие были привезены на нашу территорию. Собрание Сургутского художественного музея насчитывает 52 подвески-лунницы периода XII-XV вв. В своем неповторимом великолепии предстают перед зрителем молчаливые свидетели прошлого. Они отличаются по форме и материалу изготовления, имеют разную датировку и историю бытования. Но все они по-своему прекрасны и неповторимы. Все подвески были найдены при раскопках Сайгатинского IV и V могильников. Художественный музей приглашает читателей познакомиться с историей лунниц.

Бронзовая лунница выполнена литьем в двухстороннюю форму с рельефом. По контуру диска и внутреннего отверстия проложены изящные дорожки из мелких «жемчужин». Орнаментальное поле в виде полумесяца оформлено декором под зернь - шарики сгруппированы в розетки, пирамидки, цепочки. Такая лунница являлась типичным украшением костюма аборигенов таежного Приобья и датирована XIII-XIV вв.

105

Подвеска из серебра напоминает полумесяц с сомкнутыми концами. Лицевая сторона орнаментирована рядами скани и зерни. Фон изделия позолочен. Ученые говорят, что предмет относится к золотоордынскому и болгарскому серебру и датирован XIV веком.

 

1

Серебряная подвеска в форме полумесяца с закругленными концами. Поверхность орнаментирована рядом скани и треугольниками зерни из мелких шариков. Каждый конец полумесяцев украшен шариком зерни. К ушку подвески прикреплена цепочка из трех фигурных звеньев. Фон подвески позолочен. Подвеска изготовлена мастерами Волжской Болгарии и Золотой Орды приблизительно в XIV веке.

4

С начала своего появления украшения стали нести в себе мировосприятие народов и этнические особенности, служили одним из языков общения и его культурной составляющей. Ювелирные изделия являлись носителями разнородного спектра информации. Их красота была выражением совокупности определенных символов и знаков. Основная задача украшений сводилась к сакрально-магической функции, а затем к эстетической.





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия