Рассматривая работы Валентины Яковлевны Паренько, испытываешь настоящий восторг. Основой ее творчества является виртуозное владение цветом, многообразие внутреннего мира и «тишина действия», которые придают композициям изящество, а формам гармонию. Именно это составляет индивидуальность таланта художника.

Валентина Яковлевна Паренько родилась 26 февраля 1939 г. на хуторе Парамонова, Ростовской области. Первым учителем в области прикладного искусства была мама, она великолепно вышивала и вязала платки. Вале достались хорошие гены. В школе училась успешно. Любимый предмет – рисование. Когда Валя закончила десять классов, то вместе со своей подружкой уехала в Ростов, чтобы поступить на исторический факультет, но провалилась на сочинении. Только в 24 года Валентина поступила на художественно-графическое отделение при педагогическом институте в г. Орле. С 1964 по 1969 обучалась в Орловском государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Студенческие годы Валентина Яковлевна вспоминает как самое счастливое время в своей жизни. Училась легко, увлеченно, играючи. Нравилось все! Своих преподавателей считает самыми лучшими. Диплом защищала по скульптуре на 12 станках. На выпускном вечере чуть не плакала, только твердила: «Как быстро пролетело время!». Стоя на крыльце любимой Alma Mater, почувствовала какое-то опустошение.

Именно в институте она стала воспитывать в себе чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, она старалась писать картины по памяти. Вынашивала в себе образ будущего произведения, продумывала его композицию и цвет. Большое влияние на ее творчество оказали работы Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов.

В те времена все выпускники получали распределение – направление на работу. Как одна из лучших студенток, Валентина получила распределение в художественное училище г. Тулука, Тюменской области. Но в это время тяжело заболел отец и она попросилась поближе к дому на любую должность. Новым местом оказалась Чечня. Чудные горные пейзажи впоследствии воплотились в ее работах и навсегда остались в сердце. Затем перераспределение в г. Ульяновск в среднюю школу №42. В работу включилась сразу. Кроме уроков занималась оформлением школы в технике мозаики и выжигания.

В 1978 г. семья Паренько оказалась в Сургуте. К этому времени накопленный профессиональный и жизненный опыт требовали выхода. Очень хотелось работать с детьми, особенно вести кружок лепки: руки буквально скучали по скульптуре. Случайно узнала, что в Сургуте есть художественная школа и в тот же день отправилась туда без всякой надежды на свободную вакансию. Валентине Яковлевне казалось, что такое дефицитное место, как учитель изобразительного искусства, не может быть свободным, но она готова была ждать сколько угодно. Так она встретилась с прекрасной женщиной – Людмилой Александровной Горда, директором первой в округе художественной школы. С этого момента начинается «профессиональное счастье» нашей героини. Так в 39 лет осуществилась давняя детская мечта Валентины Яковлевны – стать педагогом.
Работа с детьми увлекла необыкновенно! Работали много, увлеченно, без устали. Участвовали в конкурсах, организовывали выставки лучших детских работ. Валентина Яковлевна учила детей не только писать картины, лепить, но и ткать гобелены.

Валентине Яковлевне пришла в голову идея – делать картины из «отходов» художественного творчества. Так появилась на свет новая техника – нитяная живопись. В 1996 г. в Германии, в г. Леебе была организована выставка работ молодых российских художников, художественный совет отобрал картину Валентины Паренько, сделанную именно в этой технике. Она имела большой успех! Ничего подобного избалованная европейская публика еще не видела.

«Все, кому посчастливилось общаться с ней, помнят ее солнечную улыбку, доброжелательный юмор, искреннее правдолюбие, а также редкое в наши дни желание прийти на помощь любому. А мы – ее ученики – помним уроки мастерства, ставшие такими необходимыми нам и в жизни, и в творчестве».
А.Н. Самойличенко, профессор Сургутского государственного университета

От нити к бисеру
Однажды, в конце 90-х годов, Валентине Яковлевне из Харькова позвонил старший сын Денис: «Мама, такое дело. У моего сокурсника родителям на работе зарплату выдали бисером. Тебе не пригодится?» В результате сыновья выкупили 127 килограммов бисера. С этого момента Валентина Яковлевна работает только в технике бисерной мозаики, создавая удивительные шедевры. Первые картины в бисере были навеяны сюжетами любимых детских сказок. На многочисленных выставках, в которых принимала участие художница, все стремятся потрогать и погладить теплую шероховатую поверхность ее картин. Удивляет мастерство исполнения – каждая бусинка на своем месте, ее фактура, форма и цвет идеальны. Ее работы в бисере приводили в восторг любителей живописи в Каннах, Венгрии, Германии, некоторые из них теперь в частных коллекциях Японии, Германии, Англии. Работы в жанре бисерной мозаики и нитяной живописи не имеют аналогов в мире. Технологию изготовления этих полотен, равно как и саму идею подобного творчества, Валентина Яковлевна придумала сама.

«Работы Валентины Яковлевны поражают не только теплотой и искренностью, но и необычной техникой исполнения. Изобретение авторской техники обогатило новым видом декоративное искусство, еще раз подтвердив мысль, что творческое вдохновение неисчерпаемо. Сюжетные мотивы работ Валентины Яковлевны – общечеловеческие, отражающие естественную череду природных явлений».
Светлана Круглова,
директор Сургутского художественного музея
/с 1992 по 2018/

Более 50 воспитанников Валентины Яковлевны пошли по ее стопам, став педагогами, художниками, искусствоведами. Все они поддерживают связь со своим любимым учителем и наставником.





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия