«Экспонат в фокусе» - история одного шедевра

В музее все экспонаты представляют собой особую ценность, она может быть художественной, исторической или памятной. Каждый из предметов заслуживает внимания и изучения, однако существуют такие экспонаты, при созерцании которых понимаешь, что это не просто музейный предмет, это ЖЕМЧУЖИНА.

Именно жемчужиной фондовой коллекции живописи Сургутского художественного музея является произведение Клавдия Васильевича Лебедева «Боярыня рассматривает узор для вышивки», созданное в 1908 году. Картина вместе с полотнами других русских мастеров была возвращена на родину благодаря известному коллекционеру, нашему соотечественнику Эдуарду Фальц-Фейну. В 2000 году Министерство культуры передало это полотно г. Сургуту в составе коллекций произведений XX века.

Полотно «Боярыня рассматривает узор для вышивки» открывает вниманию зрителей обычный будничный сюжет Московской Руси XVII века. Художнику удалось интегрировать в одном произведении и этнографические особенности русской одежды того времени, и психологические характеристики персонажей, и особую камерность обстановки, в которой находятся герои. Каждая деталь, каждый взгляд и жест – все имеет свой определенный смысл.

Загадки, оставленные художником, ждут своих исследователей! Вот и сотрудники Художественного музея решили расшифровать один из элементов композиции, представляющий собой само полотно с узором для вышивки. Тематика изображения несёт в себе религиозный сюжет. Для расшифровки сюжета мы пригласили консультанта – Марию Юрьевну Макарцову, преподавателя художественных дисциплин ДШИ №2.

Мария Юрьевна рассказала сотрудникам музея об иконографии сюжета, о назначении данного полотна, выдвинув предположение, что данную вышивку боярыня могла заказать в качестве хоругви (знамя или полотнище с изображениями Иисуса Христа, Богородицы или святых). Матерчатые хоругви чаще всего вышивали золотом по парче или бархату.

Такое изделие могло стать даром в храм, который посещала боярыня и ее семья. Либо могло сопровождать в дальнем походе кого-то из близких в качестве оберега. Данные предположения позволили раскрыть особенности бытования боярского сословия в Московской Руси XVII века.

Благодаря глубокому анализу и экспертному заключению Марии Юрьевны, научное описание музейного предмета – картины Клавдия Васильевича Лебедева «Боярыня рассматривает узор для вышивки» (1908 г.) было дополнено узкоспециализированной информацией.

 





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия