Искусство принадлежит народу...
В.И. Ленин

В 2000 году Советским Фондом культуры городу Сургуту была передана коллекция работ советских художников, формировавшаяся на протяжении почти сорока лет. В ее составе были произведения живописцев, создававших свои произведения в стиле соцреализма. Так в музее появилась коллекция живописи советского периода 30-80-х годов ХХ века, которой можно справедливо гордиться.

Искусство соцреализма, забытое во времена перестройки, сейчас снова на пике популярности. Живопись, графику, фарфор 50-70-х годов собирают галереи, ищут коллекционеры, выставляют в антикварных салонах. Произведения соцреализма уже становятся раритетами.
До недавнего времени искусство соцреализма обвиняли в фальши, в лакировке действительности. На самом деле в потоке пропагандистских, агитационных работ часто терялись настоящие, искренние произведения.

Живопись в стиле соцреализма ценится прежде всего за её качество, сюжет, благодаря которому по картинам художников-соцреалистов можно проследить все славные страницы истории советского государства, а также познакомиться с укладом жизни как простых советских людей, так и «сильных мира сего».
Термин социалистический реализм (соцреализм) - был выдвинут в 1932 году, а официально провозглашен Максимом Горьким в 1934 году на I съезде Союза писателей СССР, где его утвердили, как основной художественный метод развития во всех направлениях искусства. Вооружившись патетикой В.И. Ленина «Искусство принадлежит народу...», изобразительное искусство стало создаваться «о народе и для народа» и самое важное – оно должно быть понятно простому народу. Колхозники и рабочие, труд и отдых, счастливое детство – темы художников нового времени, в их работах - энтузиазм рабочих и романтика эпохи. В наше время все это выглядит немного наивно, но в этом – аромат времени, атмосфера ушедшей советской эпохи.
Коллекция музея позволяет наглядно увидеть весь путь, который прошел в своем развитии соцреализм, демонстрируя изобразительную эстетику высокого уровня в работах художников-соцреалистов.

1930-40-е гг., овеянные романтизмом первых пятилеток, коллективизации и индустриализации, выдвинули на первый план нового героя – человека труда, спортсмена и общественника. Данный период представлен в музейной коллекции произведениями таких художников, как Л.В. Туржанский (1875-1945), чьи работы - «Куры» (1935), «Первый трактор» (1936), прославляют труд и быт рабочего человека; произведения Н. И. Обрыньбы (1913-1993) «Оксане четырнадцать лет. Новое платье» (1947) и Н.И. Осенева (1909-1983) «Флоксы» (1950-е), передают лирическое настроение и некоторую отстраненность от того, что на самом деле происходило в те годы в стране.

Туржанский Л.В. Первый трактор. 1936. Холст масло. 395х652

Туржанский Л.В. Куры. 1935. Холст масло. 34х485

Осенев Н.И. Флоксы. 1950-е. Холст масло.121х80

Обрыньба Н.И. Оксане четырнадцать лет. Новое платье. 1947. Холст масло. 101х39

Произведения 1950-х – первой половины 1960-х гг. демонстрируют художественный пафос провозглашенной теории бесконфликтности, отдавая предпочтение бытовому жанру с характерной жизнерадостной лирикой, что ярко выражено в картинах В. А. Прибыловского (1919-1973) «Цыганка» (1951) и Н. И. Осенева (1909-1983) «Натюрморт с белой скатертью» (1947).

Прибыловский В.А. Цыганка. 1951. Холст масло. 81х40

Осенев Н.И. Натюрморт с белой скатертью. 1947. Холст масло. 80х60

Пришедшее время «оттепели» ознаменовало собой поиски новых стилей в искусстве, поиски «жизненной правды» и как следствие появление «сурового стиля», который мы видим в произведениях И. Л. Каца (1908-1992) «Здесь пройдет новая магистраль» (1963), «Ленинград - город военно-морской славы» (1957), «У Каменного моста» (1965). Написанные в лучших традициях соцреализма, полотна демонстрируют приподнятую патетику в изображении Ленинграда - Города-труженика, Города-героя, монументальный подход в построении композиции, выбор высоких ракурсных точек, придающих величие изображаемым объектам, строгое колористическое звучание.

Кац И.Л. Здесь пройдет новая магистраль. 1963. Холст масло. 150х121

Кац И.Л. Ленинград - город военно-морской славы. 1957. Холст масло. 150х160

Кац И.Л. У Каменного моста. 1965. Холст масло. 160х150

Живопись второй половины 1960-1980-х - разворот к широкому кругу традиций в содержании и форме произведений. Художники обращаются к классическому пониманию красоты, искусству средневековья, Раннего Возрождения, древнерусской традиции. В результате на картине появляется герой интеллектуал и новые способы воплощения «картины мира» в произведениях. Ярким представителем обозначенного периода является А.В. Пантелеев (1932-1990).

На полотне А.В Пантелеева «В деревне» (1985) автор демонстрирует новый композиционный подход – использование мотива окна. Натюрморт, в котором на переднем плане изображены различные предметы: ведро, коробка с инструментами, фонарь, а на втором открывается окно с пейзажем, отсылает нас к классическому искусству эпохи Возрождения. Иносказательность в произведениях художника дает представление о сложности и многомерности предстающего перед зрителем мира.

 Пантелеев А.В. В деревне. 1985. Холст масло. 125х90

Так уходил в историю метод соцреализма.
Живопись соцреализма вошла в историю мирового искусства, и до сих пор интерес к ней не ослабевает. Во многом благодаря тому, что средства изображения в живописи соцреализма уходят корнями к классическим, реалистическим, академическим методам изобразительного повествования, творчество художников соцреализма было и остается доступным восприятию людей широкого круга.
 
Ольга Дюкина, научный сотрудник отдела фондов
 

 





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия
Мишка

 
Ждем Ваших заявок на проведение летних выездных мастерских!

×