На выставке Возвращение в Ях оживают мифы и легенды жителей средневековья нашего края, которые помогут приблизиться к разгадке некоторых сторон духовной жизни некогда существовавшего здесь общества.

Самый большой раздел выставки посвящен Медведю, и не случайно, ведь Медведь занимает важное место в сказаниях, верованиях, обрядах обских угров.
По самым распространенным мифам, медведь - сын Нуми-Торума по имени Консыг-ойка («Когтистый старик»). Он был любопытный и всюду совал свой нос. Однажды, нарушив запрет бога, он вышел из дома и увидел внизу землю, покрытую лесами. Ему захотелось в лес, и бог спустил его на землю в люльке на железной цепи в образе медведя.

Медведю было запрещено разорять оленьи стада, разрушать лабазы. Но медведь, попавший на землю, одолеваемый голодом и обуреваемый комариным гнусом, игнорирует напутственные слова и нарушает запрет. Бог, заступаясь за земных людей, пророчит зверю небесную кару. Охотники убивают зверя. С тех пор медведь стал смертным, а душа его остаётся бессмертной и должна вернуться к Небесному отцу. Не случайно медведя называли лесным человеком: с одной стороны, он зверь, который является объектом охоты – источником пищи, а с другой стороны, он бывший человек, даже сверхчеловек, так как он являлся богу младшим сыном.

В то же время у людей оставалось представление о том, что убийство медведя – преступление, ведь он предок. Поэтому бытовали специальные обряды "очищения" и устраивался Медвежий праздник. На него приглашали и жителей других селений, здесь никто не был лишним. Охотник-добытчик окружался особым уважением и почетом. Именно в его доме и устраивалось праздничное торжество. При этом шкуру зверя с головой укладывали на возвышение – нары (пал) у стены, противоположной входу, на самом почетном месте. Медведь как бы наблюдал за происходящим. Голова его лежала на лапах (именно в такой позе он изображался на бронзовых бляхах двухтысячелетней давности). Перед медведем на небольшом столике ставилось угощение, а стены увешивались собольими и лисьими шкурами – хозяин тайги представал, таким образом, в виде почетного гостя праздника.

Исполнялись песни, пляски, драматические сцены – все это соответствовало традиционному ритуалу. В промежутках присутствующие угощались спиртным, мясом (мужчинам полагалась передняя, а женщинам – задняя, менее почетная, часть туши). Медведю преподносили подарки (куски ткани, а если гостем являлась медведица – платки, бусы, кольца). Эти подарки складывались в специальный ящик. Длительность праздника составляла пять дней, если "гостем" был медведь, и четыре – если "гостила" медведица.

Изображение медведя часто присутствует на принадлежностях костюма обских угров: застежках, накладках, пряжках, бляхах, подвесках. Посетив нашу выставку «Возвращение в Ях», вы сможете рассмотреть поближе подлинные артефакты.

IMG 7521 1IMG 7518 1





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия
Мишка

 
Ждем Ваших заявок на проведение летних выездных мастерских!

×