В Сургутском художественном музее продолжается выставка экслибриса из собрания польского художника-графика Казимежа Бабкевича (г. Славно). Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Разновидность экслибриса, оттиснутого на корешке или сторонке переплётной крышки книги, называется суперэкслибрисом.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.
Выставка экслибриса изобилует известными фамилиями мастеров-экслибрисистов, видами, стилями и, конечно, сложными техниками современного экслибриса.
Техники, в которых работают художники-экслибрисисты, чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространены гравюры на металле, на дереве или линолеуме.
Широкой известностью пользуется техника офорта, возникшая в XVI веке. Офорт - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравляются кислотой. Эффект этой техники можно увидеть в работах чешского мастера офорта Павла Главатого.

 

 2
П. Главатый. Экслибрис публичной городской библиотеки. Офорт.

1П. Главатый. Экслибрис международного конкурса экслибрисов «Дунай-путь культуры». Офорт.

Очень часто применяется техника «сухой иглы». Она заключается в том, что художник процарапывает рисунок офортной иглой на чистой медной или цинковой пластинке, на целлулоиде или пластике. Шероховатости, образующиеся по краям бороздок (заусеницы), не очищаются. В бороздки набивается краска и печатают гравюру так же, как и офорт под прессом. Так как заусеницы быстро стираются, этим способом можно сделать лишь незначительное количество хороших оттисков. Техника сухой иглы проще техники офорта, так как не требует применения кислоты. Экслибрисы в этой технике болгарского художника Румена Михайлова можно увидеть на выставке в Художественном музее.

IMG 8079 1Р. Михайлов. Экслибрис Паламен и Даниэлы Минехедт. Офорт «сухая игла».

Одной из основных манер офорта является акватинта (итал.-вода, оттенок). Эта манера позволяет создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры. Офорт в этой манере представлен на выставке работами художницы Нины Казимовой, заслужившей звание «Королева акватинты».

IMG 8081 1Н. Казимова. Экслибрис Ванды Гасперович. Офорт, акватинта.

 Гравюра на дереве – ксилография, применяется много столетий. Способ этот известен на Востоке с VIII века, а в Европе - с XIV. Старые мастера работали ножом и долотом на доске с продольным распилом мягкого дерева (грушевого). Эта старинная деревянная гравюра называется обрезной. В конце XVIII века появляется новый способ гравирования на поперечном срезе ствола твердых пород дерева – так называемая торцовая гравюра (ксилография). Работают на такой доске особым резцом. Торцовая гравюра получила широкое распространение, так как она открывала большие возможности перехода в изображении от светлого к темному. Для цветной гравюры исполняют несколько досок, каждую для отдельного цвета. Экслибрис в технике ксилографии на выставке нашего музея представлен работами итальянского мастера Валерио Мезетти.


IMG 8083 1В. Мазетти. Экслибрис Адриано Бензи. Ксилография.

Гравюра на линолеуме – линогравюра, появилась в конце XIX века. Она исполняется примерно так же, как и гравюра на дереве. Работают на линолеуме специальными штихелями, имеющими различную форму. Линолеум мягок, работать на нем сравнительно легко, поэтому экслибрис в этой технике получил широкое распространение. На выставке представлены работы известного польского художника графика Казимежа Бабкевича в технике линогравюры.

img097К. Бабкевич. Экслибрис Людвика Высокиньского. Линогравюра.
img101

К. Бабкевич. Экслибрис Игоря Ларина. Линогравюра.


Цинкографией называется способ изготовления цинковых клише для печатания рисунков посредством травления цинка кислотами. Изобретена она в Магдебурге Эбергартом. Этот способ высокой печати получил широкое распространение в XIX веке. Экслибрис в технике цинкографии представлен работами Валентины Аноповой.


IMG 8078 1В. Анопова. Из книг Димы Анопова. Цинкография.

На выставке есть произведения, выполненные в еще двух уникальных техниках - литографии и инталии. Литография - способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена эта техника в XVIII веке. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. Инталия - разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого рельефа на драгоценных, полудрагоценных камнях или на стекле. Техника инталия часто применяется для изготовления печатей, оттиск с которых выглядит выпуклым. Чешский художник Юрий Кубичек и польский график Пиотр Гойовы дополнили выставку работами, созданными в этих редких на сегодняшний день техниках.


IMG 8084 1Ю. Кубичек. Экслибрис Юрия Кочи. Литография.

IMG 8082 1П. Гойовы. Экслибрис Яцека Тилицкого. Инталия.

В современном мире технологий появляется экслибрис с использованием компьютерной графики. На нашей выставке есть работы польского художника Раймунда Ашковского, представляющие именно эту манеру исполнения печатной графики.

IMG 8080 1Р. Ашковский. Экслибрис Казимежа Бабкевича. CGD.

Экслибрисы исполняются и в технике светокопирования, шелкографии и даже путем размножения на шапирографе и ротапринте. Довольно широко практикуется воспроизведение рисунков пером и офсетом.
Искусство экслибриса по природе своей камерное и интимное, как правило, обращено к узкому кругу библиофилов и коллекционеров. Но если к нему притронется рука крупного мастера, эти графические миниатюры отразят неповторимую индивидуальность художника или владельца книжного знака, их мысли, чувства, взгляды. Тогда маленькие книжные знаки становятся явлением большого искусства, а не редко и своеобразным художественным документом времени.

И напоследок!
Очень часто в нижнем левом углу на оттиске в экслибрисе можно встретить следующие обозначения: 22/13, С3. Это не просто набор цифр и букв – это шифр, обозначающий номер тиража – 22, количество печатных форм (досок) -13, и технику - С3, в данном случае - это офорт.
Представляем также вашему вниманию международные обозначения печатных техник:

Международные обозначения печатных техник

С1 – резцовая гравюра на стали, С2 – резцовая гравюра на меди, С3 – офорт травленый штрих, С4 – сухая игла, С5 – акватинта, С6 – мягкий лак, С7 – меццо-тинто, С8 – резерваж, Х0 – гравюра на фанере, Х1 – гравюра на дереве (продольная), Х2 – гравюра на дереве (торцовая), Х3 – линогравюра, Х4 – гравюра на свинце, Х5 – гравюра на цинке, Х6 – гравюра на пластике, CL – коллаж, L – литография, S – шелкография, MN – монотипия, MN/F – монотипия – флоротипный способ, Р1 – набивная доска (линейный блок), Р2 – полутон, Р3 – фотогравюра, Р4 – ротогравюра, Р5 – желатинная фотопластинка, Р6 – фотолитография, Р7 – офсет (контраст), Р8 – фотография, Т – типографский способ печати, МТ – смешанная техника, R – рисунок карандашом, R1 – рисунок пером, R2 – рисунок шариковой ручкой, R3 – рисунок комбинированный, РК1 – гравюра на картоне высокая печать, РК2 – гравюра на картоне глубокая печать, РК3 – гравюра на картоне комбинированная печать, РК4 – гравюра на картоне – граттаж, РК/М – цветная гравюра на картоне, АР – авторская печать/ author's proof, Е/А - подтверждено автором, H/C - не для продажи («вне коммерции»).

Анна Семенова, научный сотрудник

 

 





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия
Мишка

 
Не пропустите! 
Новогодние и Рождественские мастер-классы в Художественном!

×