«Россия — это загадка, завернутая в загадку, помещенную внутрь загадки». У. Черчилль.


Именно такой загадочной и манящей русская культура предстала в начале XX века перед всем миром, когда, словно в «театре мод», Европейские страны и Россия вышли на подиум показать свои лучшие достижения в сфере культуры и искусства. Своеобразная игра плавно перетекла во влиятельное течение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой половины XX века, получившем название арт-деко. Рожденный во Франции стиль впитал в себя не только смелые геометрические формы, роскошь, шик, дорогие современные материалы, но и этнические узоры, богатство цветов, стилизованные орнаменты.
Русское народное искусство в этой «игре стилями» было одним из лидеров, оно завораживало своей самобытностью, красотой узоров и замысловатостью форм, корни которых уходят в глубину веков. В первые десятилетия XX века, благодаря Русским сезонам в Париже, весь мир знакомится с великолепием русского народного костюма.

 

Фотография коллекции Шабельских из собрания Российского этнографического музея. Женский костюм Тверской губернии. 2
Фотография коллекции Шабельских из собрания Российского этнографического музея. Женский костюм Тверской губернии.

Черты русского народного стиля в одежде вливаются в культурный оборот и моду того времени. Крестьянские и боярские костюмы, придворная роскошь материалов и техник, вышивки золотой и серебряной нитью не могли оставить равнодушными парижских кутюрье. Пуаре, Шанель, Ланвен использовали русские мотивы в своих коллекциях от-кутюр, а личность Ив Сен Лорана вошла в историю как модельера, сумевшего одеть в русском стиле современных ему женщин, стиле, который будет постоянно возвращаться в модную среду разных эпох, оставаясь вечным и узнаваемым...
Коллекция одежды от Ив Сен-Лорана «Русские балеты» или «Opera-Ballets russes» (осень-зима 1976/77) поражала разнообразием форм, роскошью и благородством материалов, богатством и изысканностью декоративных элементов: вязанное платье-матрешка, боярские жилеты, пальто с набивным рисунком и многое другое. Сам кутюрье вообще очень любил Россию, примечательно, что на территории одного из его поместий есть русская изба, а любимого бульдога звали Мужик. Сам дизайнер говорил о коллекции «Русские балеты»: «Это не самая лучшая из моих коллекций, но точно самая красивая».

Русский балет
Ив-Сен Лоран. Русские балеты. Ретроспективный показ. 2002г.

Конечно красивая, так как воплотила в себе лучшие элементы русского национального костюма, о прелестях которого можно говорит часами. Свободные блузки, рубахи, подпоясанные тяжелыми шелковыми шнурами, широкие присборенные длинные нижние и верхние юбки, драгоценные ткани, замшевые жилеты, отороченные мехом, расшитые черным бисером пальто из золотой парчи, представляемые красавицами в ярких русских платках. А какой колорит: множество красных, розовых, оранжевых, зеленых, аметистовых, фиолетовых оттенков, сочетающихся с глубоким коричневым цветом, цветом морской волны и персидской бирюзы.

1976 г

Позднее Кристиан Диор выведет на подиум шапки-ушанки и пальто с высоким воротом. Русский стиль можно обнаружить и в коллекциях модных домов Kenzo, Pucci, Jean-Paul Gaultier, Roberto Cavalli, Giorgio Armani. Основатель первого в СССР дома моды, русский кутюрье Вячеслав Зайцев неизменно включал в большинство своих коллекций элементы русского костюма - несравненное буйство красок павловских платков, жилеты и душегрейки по-боярски, отстроченные мехом, соболиные шапки, лисьи воротники, алые и изумрудные сафьяновые сапоги, юбки-поневы, расшитые цветными драгоценными нитями. О русской моде, уже как о самостоятельном явлении, узнали на Западе, о ней начали говорить, а Зайцева нарекли «Красным Диором». Очередным триумфом стиля стала последняя коллекция модного дома Valentino, выпустившего линию «haut couture» в 2011-2012 гг. с русской тематикой.
Удивительный симбиоз высокого искусства и самобытности народных промыслов не пришел в забвение, актуальность русского искусства не теряет своих позиций и по сей день. Массовый интерес на моду в стиле «а-ля рус» в одежде, зародившийся в начале 20 века, стал своеобразным приглашением модниц всей Европы в путешествие, в сказочный мир красочных сарафанов и замысловатых кокошников, путешествие, которое не закончится никогда, так как русский стиль уникален, неповторим и является неисчерпаемым кладезем идей для творческих натур. «La mode passe, le style reste!» - «Мода проходит, стиль остается!» - Коко Шанель.
Всю роскошь, красоту и самобытность русского народного костюма, ставшего источником вдохновения для создания коллекций многих именитых кутюрье можно увидеть на выставке «Красота вне времени. «Музей старины» Натальи Шабельской», на которую приглашает всех желающих Художественный музей!

Фотография коллекции Шабельских из собрания Российского этнографического музея.Женский костюм Южной России. 3
Фотография коллекции Шабельских из собрания Российского этнографического музея.Женский костюм Южной России.

P.S. Поспешите, уникальная выставка продлится до 23 ноября!

Лосева Екатерина, заведующий отделом по учету и хранению фондов





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия
Мишка

 
Ждем Ваших заявок на проведение летних выездных мастерских!

×