Собрание нашего музея можно с полной уверенностью назвать собранием авторских коллекций. Изначально мы не были преемниками уже кем-то и когда-то собранных произведений искусства и коллекций, мы начинали с нуля и стали собирателями. Да и само собрание СХМ можно назвать авторским. Ни музейные, ни частные коллекции никогда не складываются спонтанно. Это закономерный процесс, но виден он только на расстоянии, когда время «расставляет» все на свои места. За 25 лет сформировались авторские коллекции, некоторые из которых складывались годами, некоторые одномоментно и неожиданно, но все они практически являются дарами от художников музею, в который они поверили. И, несомненно, их имена останутся в истории искусств XX–XXI вв.: К.М.-Бохум, Т.Г. Бреславцева, О.В. Гуцол, А.В. Сергеев, П. Дальпонте, В.В. Тугаев,

Бохум, Клаус Мюллер (1938–2015) — немецкий художник, график. Будучи успешным и востребованным дизайнером рекламы и интерьера, работал в крупнейших центрах Германии, но в 1983 году резко меняет жизнь и перебирается в глубокую провинцию Восточной Фрисландии в местечко Ирен, где начинает заниматься так называемым свободным художеством. К сложнейшей технике офорта Клаус впервые обратился, когда ему было сорок два года, и вскоре специалисты назвали его «самым значительным художником Северо-Западной Германии». 29 декабря 1995 г. в их доме и мастерской случился пожар, который уничтожил все работы, созданные за 15 лет: две тысячи пятьсот книг стали добычей огня. Пришлось все начинать сначала...
Встреча Музея и Художника произошла в 1995 г., когда Клаус Мюллер-Бохум путешествовал по Сибири в составе делегации немецких художников из г. Раудерфена по приглашению русско-немецкого благотворительного фонда «Благо» (г. Тюмень). Интересные встречи, новые знакомства. Обещания написать и позвонить. Затем в Германии состоялась презентация «сибирской» серии офортов-впечатлений Клауса. На этом бы история и закончилась. Но невидимые ниточки, протянувшиеся между художником, не говорящим по-русски, и музеем, не говорящим по-немецки, не только не порвались, но и окрепли: начался роман Музея и Художника в письмах. Позже к роману появились иллюстрации: «сибирская» серия офортов стала первым, совершенно неожиданным даром, сделанным художником молодому музею. «Путешествие в неизвестный другой мир, встречи, беседы, знакомства, общеизвестное русское гостеприимство оставили во мне глубокое впечатление, которое должно быть осмыслено после возвращения из России». Так появилась серия из 20 офортов «Впечатления из России», 13 листов хранятся в музее. Известный российский критик А.К. Якимович писал в своей статье «Клаус Мюллер-Бохум: судьба европейского провинциала»: «Редкая история: на протяжении вот уже много лет немецкий художник-график Клаус Мюллер-Бохум аккуратно-систематично и безвозмездно высылает в сибирский провинциальный музей авторские экземпляры всех своих новых офортов. Таким образом в Сургутском художественном музее (а именно этот музей избран художником своеобразным наследником) сложилась большая коллекция его работ».

Клаусу свойственно было создавать свои работы по сериям – впечатлениям о своих бесчисленных путешествиях по всему миру. Есть и «Итальянская серия» 1997–1999 годов, «Греческая» и «Китайская» 2000-х годов и многие другие.

Переписка стала связующей нитью между Музеем и Художником. И оказалось, как мало Клаус знал о России, которую полюбил всем сердцем. Было решено встретиться в Санкт-Петербурге. Несколько дней, проведенных мастером в этом городе, «выплеснулись» в новую коллекцию офортов, позднее подаренную музею. Это послужило поводом для продолжения романа и появления нового героя — Его Величества Петербурга.

Серия о Петербурге создавалась несколько лет, она вобрала все накопленные ощущения художника от города, так похожего и совсем непохожего на его любимую Венецию. В это же время появлялись новые впечатления-офорты от давно «привычной» Венеции. Эта единственная поездка в Северную Венецию имела продолжение в многочисленных работах Клауса о Петербурге, а Музей делал удивительные выставки из нескончаемого потока подаренных художником работ: «Музей и Художник» (1999), «Влюбленным в Петербург» (2001), «Преувеличения и примечания» (2003-2004), «Музей и Художник. Роман с продолжением...» (2007), «Подаренное искусство» (2007), «Река времени» (2012), выставка подлинных металлических офортных досок, переданных музею художником. Это поистине бесценный дар «первоисточников» для дальнейшего искусствоведческого изучения и толкования графических посланий Клауса Мюллера-Бохума.
Роман Музея и Художника продолжался... Клаус участвовал в КАРИКАТУРУМе 3 и получил специальный приз конкурса. Опять встречи, впечатления и конечно офорты, офорты... 

Сегодня в коллекции музея хранится 250 офортов мастера и 5 офортных досок.

По словам А.К. Якимовича, «собрание современной живописи и графики в музее Сургута приобрело ... уникальный для России характер, соединив работы отечественных графиков с коллекцией философских содержательных графических листов фрисландского отшельника».
«Мои работы не для быстрого «прочтения». Они требуют времени от зрителя, только потом они «раскрывают» свои истории, которые продуманы, прочувствованы».
К. Мюллер-Бохум





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия