В настоящее время в музее работает выставка русского изобразительного искусства, на которой представлены работы знаменитых художников XIX - начала XX века. В зале 15 произведений из музейного собрания, часть которых была подарена СХМ меценатами, спонсорами и партнерами музея в разные годы. В новой рубрике «Подаренное искусство» мы будем знакомить вас с шедеврами русского изобразительного искусства из собрания Сургутского художественного музея.

Первые работы были подарены в 1995 году Московской ассоциацией «Четыре искусства», художественным директором которой был Михаил Каменский. Кстати, Михаил Александрович приедет в Сургут 1 ноября, чтобы поздравить музей с 25-летием.

М.А. Каменский - российский искусствовед, социолог искусства, арт-менеджер, музейный работник, журналист, куратор выставок и проектов, генеральный директор «Sotheby's Россия – СНГ» (2007–2016). Кандидат философских наук. Член-корреспондент Российской академии художеств.

Так вот, собрание музея началось с графических произведений известных русских художников: Л.Ф. Лагорио (1826–1905) и Е.Е. Лансере (1875–1946).

Лагорио Лев Феликсович — художник-пейзажист, баталист. Но больше всего он любил писать море. Образ моря стал центральным в произведениях художника, и он по праву занимает одно из ведущих мест среди русских маринистов. Ученик И.К. Айвазовского и итальянец по происхождению, он родился на берегу Черного моря, в Феодосии. Быть может, этим и объясняется его любовь к морским пейзажам, которую он пронес через всю свою жизнь, уделяя большое внимание изображению различных состояний морской стихии.

Л.Ф. Лагорио. Парусное судно в море. 1840-е
Л.Ф. Лагорио. Парусное судно в море. 1840-е

Рисунок «Парусное судно в море» выполнен акварелью в этюдной манере, но не все этюды художника были только подготовительной работой к написанию картин. Непосредственный, динамичный сюжет и цветовое решение работы представлены в традициях академической пейзажной живописи. В своих графических работах художник большое внимание уделял ясности формы, чёткости и проработанности всех деталей. Он пишет набегающую на прибрежные камни волну, лёгкой игрой кисти передавая трепетное движение зыбкой морской стихии, облако пены и низко бегущие над морем тучи. Любимая тема художника, звучащая в изображении взволнованного состояния моря и примыкающего к нему участка берега, нашла новое прочтение в удивительном по красоте акварельном рисунке, выполненном графитовым карандашом и сепией.

Лансере Евгений Евгеньевич — советский график и живописец, народный художник РСФСР, академик живописи Императорской Академии художеств. Представитель знаменитой семьи Лансере-Бенуа.

Художник много и плодотворно работал в книжной графике, оформлял журналы общества «Мир искусства», иллюстрировал произведения Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, но становление Лансере как живописца произошло, несомненно, в период жизни на Кавказе. Он писал пейзажи, портреты, делал этнографические зарисовки в различных уголках Грузии, Дагестана, Армении, Азербайджана и Турции. Вероятно, что графическое произведение «Арарат» (1927) было создано во время одной из этих поездок.

Лансер

Е.Е. Лансере. Арарат. 1927.

Небольшой по формату графический лист демонстрирует завораживающий вид на гору Арарат. Автор создает лирический образ, не лишенный ярких, сочных красок склонов, поросших выцветшей на солнце растительностью. Художник стремился передать естественное освещение, световоздушную среду пейзажа, что свидетельствует о грандиозном мастерстве колориста. Добиваясь насыщенности, плотности колорита, Лансере использует не акварель, как раньше, а темперу. Этот пейзаж кавказского периода открыл нам Лансере-живописца, вставшего в полной мере вровень с Лансере-графиком.





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия