Год назад, 23 февраля 2015 г., ушел из жизни талантливый художник, философ, яркий, незаурядный, щедрый человек, большой друг музея - Клаус Мюллер-Бохум.

Не иди впереди меня — я могу не успеть.
Не иди позади меня — я могу завести не туда.
Просто иди рядом со мной и будь моим другом!
Альбер Камю

Музей для «постороннего» наблюдателя/посетителя/человека - это выставки, отдельные экспонаты, проекты. Но мне все эти годы хотелось, чтобы художественный музей, прежде всего, ассоциировался с впечатлениями, встречами, эмоциями. Для меня наш/мой художественный – это жизненная необходимость личностного ощущения быть участником процесса творческого. Музей для меня – это визуальное восхищение Талантами и желание поделиться этим восхищением со всеми, кому это нужно и интересно. За 23 года было столько творческих встреч и человеческих расставаний... с некоторыми навсегда...
23 февраля 2015 года стало началом бесконечных воспоминаний о Клаусе Мюллере-Бохуме. Клаус ушел, оставив на будущее несколько толстенных папок своих рукописных писем (на немецком) и огромный бездонный мир своих сюрреалистических офортов, сравнимых только с философскими притчами и эссе. Не стало именно того Клауса, который 20 лет назад, приехав в Сургут, нашел здесь родных по духу и вере в прекрасное людей/музейщиков/сподвижников/ценителей. Я должна была, наверное, еще 40 дней назад написать эти строчки, но и сегодня каждая строчка дается с большим трудом. Наверное, это слишком откровенное и личностное чувство беспросветной утраты, но музей для меня это тоже слишком личное, слишком мое. И жизнь продолжается, и в том числе благодаря встречам с такими талантливыми людьми, как Клаус Мюллер-Бохум.
Я решила опубликовать отдельную главу из нашего юбилейного буклета, лучше уже не скажешь и не напишешь о Клаусе и о нашей счастливо-творческой жизни.


Музей и Художник. Роман с продолжением...
new3

 


Глава 1. Клаус
История эта началась в 1995 году, когда немецкий художник Клаус Мюллер-Бохум путешествовал по Сибири. Интересные встречи, новые знакомства. Обещания написать и позвонить. Затем в Германии презентация «сибирской» серии офортов-впечатлений Клауса. На этом бы история и закончилась. Но невидимые ниточки, протянувшиеся между художником, не говорящим по-русски, и музеем, не говорящим по-немецки, не только не порвались, но и окрепли - начался роман Музея и Художника в письмах. Позже к роману появились иллюстрации - «сибирская» серия офортов стала первым, совершенно неожиданным даром, сделанным художником молодому музею. Со временем в романе появились новые герои, но о них чуть позже.


Впервые «иллюстрации» Клауса о Сибири в России были опубликованы в 1999 году на выставке «Музей и художник. Роман с продолжением...». Можно сказать, что она стала первой главой в одноименном романе. Сюжет главы построен на судьбах двух конкретных личностей, их случайных или неслучайных пересечениях. Известный читателю герой - Клаус Мюллер-Бохум, искусство графики для которого – это целая философия, это его религия. Один из офортов «Не все так прекрасно. Тобольск» - о родном городе художника-костореза Минсалима Тимергазеева, тоже знакомого нам героя. Звонки, факсы, письма – из Тобольска в Сургут, из Ирена в Тобольск, из Сургута в Ирен и обратно... Сквозь все это – офорты и миниатюрные скульптуры как дневниковые записи художников. В бесспорной непохожести этих двух художников есть что-то их объединяющее. «Когда я думал о том, как Минсалим и я тотчас же нашли «общую линию», несмотря на разность культур и путей образования, мне представляется, что люди все говорят на одном языке - на языке искусства».

new4

 

А что Музей? Автор или герой? У Музея много лиц, прежде всего, человеческих. Он важен для героев, поскольку «любой художник желает остаться вечным...», желает быть востребованным. В нашем романе музей – источник (скрытая возможность, сила) творческого вдохновения художников. Пересечение судеб трех героев материализовалось в двух уникальных музейных коллекциях и бесконечных выставочных реминисценциях.

Переписка стала связующей нитью между музеем и художником. В письмах мы делились друг с другом творческими метаниями и свершениями, он описывал нам свои бесконечные путешествия, впечатления. И, оказалось, как мало он знал о России, которую полюбил всем сердцем. Было решено встретиться в Санкт-Петербурге. Несколько дней, проведенных мастером в этом городе, «выплеснулись» в новую коллекцию офортов, позднее подаренную музею. Это послужило поводом для продолжения романа и появлением нового героя – Его Величества Петербурга.


14 февраля 2001 года. Выставка-признание «Влюбленным в Петербург». Серия о Петербурге создавалась почти три года, она вобрала все накопленные ощущения художника от города, так похожего и совсем не похожего на его любимую Венецию. В это же время появлялись новые впечатления-офорты от давно «привычной» Венеции. Появились новые параллели, сравнения, соединения и сопоставления, новые эмоции от давно пережитого. Для Клауса географические карты городов и стран становились холстом, подмалевком, на которые путешественник наносил свои впечатления. Тиражные карты по велению мастера превращались в произведения искусства ручной работы. Надеемся, что будущие путешественники смогут их правильно прочитать.{gallery}Vlub_v_peterburg:::0:0{/gallery}
2003 год. Выставка «Преувеличения и примечания*» и подстрочник – «1820-2002. АнжелоТозелли, Клаус Мюллер-Бохум». Выставка вобрала в себя более ста работ, сделанных Клаусом о Петербурге и Венеции. Не будет преувеличением сказать, что это был своеобразный итог многолетней работы мастера. Примечанием служили цитаты из переписки, давшие зрителю редкую возможность вступить в прямой диалог с художником без посредников, вопреки пространству и времени, вопреки разнице в языках и культурах.
В титуле выставки фигурирует новый герой - итальянец, известный художник-декоратор Анжело Тозелли, приехавший в Петербург по приглашению директора императорских театров A. Л. Нарышкина. Правда художник пробыл в России только с 1820 по 1827 годы и не оставил заметного следа в истории русского театрального искусства. Но появилась изумительная «Панорама Петербурга», ныне хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Факсимиле этой панорамы и было приобретено Клаусом во время пребывания в Петербурге. Графическое произведение мастера 19 века, благодаря мастерству художника 20-го, стало современным портретом Петербурга. Панорама Петербурга Анжело Тозелли - Клауса Мюллера-Бохума стала эпицентром выставки «Преувеличения и примечания*». И последнее «примечание» - выставка была посвящена 300-летию Санкт-Петербурга и экспонировалась не только в Сургуте, но и в Германии, и Санкт-Петербурге.

2007 год. Выставка «Подаренное искусство», выставка подлинных металлических офортных досок, переданных музею художником. Это поистине бесценный дар «первоисточников» для дальнейшего искусствоведческого изучения и толкования графических посланий Клауса Мюллера-Бохума.

1 ноября 2012 года. Юбилейный роман был продолжен выставкой «Река времени». Через 18 лет Клаус и девять немецких художников художественного объединения Союза художников ВВК Восточной Фрисландии специально для музея нарисовали «Реку времени». Кстати, многие из них были в Сибири в том далеком 1995 вместе с Клаусом. Время в интерпретациях художников реально как река, как вода, как поток. Тем более символично, что все художники Остфрисландии живут вблизи рек и Северного моря. Они и мы – ОБИтатели, вновь встретимся на берегах... времени.

Август 2015 года. В этом году мы придумали выставку в честь Золотого юбилея Сургута в виде признания в верной дружбе от Талантов и вечного их поклонника -Музея. В честь именно того Сургута, эпоха ренессанса которого ознаменована созданием художественных коллекций мирового уровня. Именно тому Сургуту, который мы любим, которым гордимся. Написана концепция, тексты, из нашего собрания отобраны работы 5 художников. Именно тех художников, кто посвятил свои работы или даже целые коллекции Сургуту, кто на протяжении многих лет был и остается большим другом Города.
Я, готовя этот проект, все время думала, что надо обязательно сообщить об этом Клаусу, ...не успела. Он уже болел, не мог рисовать и гравировать доски, а для художника это страшнее смерти. Я знаю, что ему это было бы по-человечески очень приятно. Известие о новых выставках и проектах всегда дают ощущение продолжения жизни и в творчестве, прежде всего. Так что Жизнь продолжается...

Светлана Круглова, директор





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия