Кокошник составляет самое красивое убранство женской головы. Точно развёрнутый веер или круглое опахало, он обрамляет всё лицо и для характерных русских круглых и румяных лиц как будто нарочно, и по особенному заказу, придуман.
В.И. Вардугин «Русская одежда»

Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов на Руси был кокошник. Кокошниками назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Возможно, у русских людей форма этого головного убора вызывала ассоциации с гребешком петуха.

История кокошника полна загадок, никто не знает точного времени его появления, происхождения, утрачено его сакральное значение.

6
Кокошник
Нижегородская губерния
Конец XVIII-начало XIX в.

Форма кокошников, в первую очередь, была обусловлена традиционными особенностями укладывания волос. До свадьбы девушка носила одну косу как в поговорке: «Коса – девичья краса» и девичьи головные уборы – разнообразные венцы, повязки и обручи оставляли часть головы открытой.

4
«Венец семигородный» - девичий головной убор
Архангельская губерния

После свадьбы девичья прическа и головной убор менялись на женские. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, переплетали ее на две височные косы и укладывали вокруг головы, прическу покрывали женским головным убором, чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Причем, в России бытовало несколько женских головных уборов, самым известным из них является кокошник. В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком!». Простоволосой ходить было просто недопустимо, «опростоволоситься» означало опозориться. Обычай закрывать волосы замужней женщины у славянских народов известен с глубокой древности, связан с представлениями о том, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей.

1
Костромская губерния
Конец XVIII- начало XIX в.

Кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия.

7
Кокошник
Костромская губерния
Конец XVIII- начало XIX в.

Кокошники изготавливались редкими мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Шился он из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, цветными пуговками-каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами. Носили его только по праздникам. Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями и были непременной частью приданого зажиточной невесты.

3
Владимирская губерния

Кокошники необычайно разнообразны по форме, аксессуарам и украшениям. На севере предпочитали их расшивать жемчугом и делать их высокими и прямыми. В западных и южных областях больше предпочитали вытянутые вверх формы головных уборов. Форма широкого кокошника считается самой известной, особо его полюбили в центральной части страны. Однако широкое поле кокошника могли позволить себе лишь боярыни да купчихи, так как такой головной убор требовал большого количества драгоценных украшений.

5
Костромская губерния
Конец XVIII-начало XIX в.

Дополнительными элементами кокошника служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу - кокошник».

8
Рязанская губерния
Середина XIX в.
Позатылень – элемент головного убора, крепился сзади, прикрывал затылок и шею.

Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.

2
Костормская губерния

Воочию увидеть разнообразные кокошники и другие головные уборы, проникнуться и вдохновиться русской культурой можно на выставке Красота вне времени. «Музей старины» Натальи Шабельской.

Светлана Чаплыгина, главный хранитель фондов





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения и видео Показать изображения и видео Обычная версия