Остроумова Лебедева2024Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) – выдающийся мастер русской графики.
Основной темой ее гравюр был Ленинград (Санкт-Петербург), изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Во время Великой Отечественной войны Остроумова-Лебедева работала в блокадном Ленинграде, принимала непосредственное участие в художественной жизни осаждённого города. На предложение властей покинуть Ленинград и эвакуироваться в Москву ответила отказом, не желая оставлять любимый город. В это же время продолжала работу над книгой «Автобиографические записки», которая является оригинальным источником для изучения жизни блокадного города.
Из дневников А.П. Остроумовой-Лебедевой:
«Трудно писать о годах, проведенных мною в Ленинграде, когда он был окружен кольцом врага…»

31августа 1941 года
«…Тяжело переживаю несчастье моей Родины и моего народа. Остро болею душой. Так и полетела бы в самую гущу, чтобы принять удары и на себя… Жуткое время сейчас. Страшно жить и в то же время хочется жить».

29 октября 1941 года
«Голод, страшный голод надвигается на нас совсем вплотную. И кажется, нет выхода! Откуда ждать спасения? Город обложен. Никакие эшелоны с продуктами не могут к нам проникнуть. И все-таки надежда меня не покидает».

16 ноября 1941 года
«…Я всем существом своим, умом, душой и сердцем сознаю. Что нам сдавать Ленинград нельзя. Погибнуть, но не сдаваться!»

17 декабря 1941 года
«…Сегодня большая радость: наши войска отбили у врага... несколько городов. Теперь уж, наверное, мы отстоим Ленинград. Может, я до этого и не доживу, но об этом не горюю. Мысль, что в Ленинград фашисты не войдут, что его улицы и площади не будут осквернены их присутствием, что они не будут грабить наш Эрмитаж и музеи, эта мысль мне дает такую радость, которую трудно передать словами».

Май 1942 года
«…как город сейчас изменился! Его характер, его стиль. В его величии, в его пленительной суровости остро чувствовалась напряженность, большая настороженность и больше… страстная ненависть к врагу. Он весь ощетинился и как бы говорил: «Ну, попробуй меня взять! Только попробуй!»

9 августа 1942 года
«…Слушала в филармонии 7-ю симфонию Шостаковича. Зал был полон. Обстрела и бомбежки не было, и концерт прошел благополучно».

1 октября 1942 года
«...Сегодня я окончила новую маленькую гравюру – памятник Петру Великому Фальконета. Сделала ее в три дня. Работала с упоением и восторгом…»

14 декабря 1942 года
«...Оттепель. Город сегодня обстреливался из тяжелых орудий. Слышно было, как разрывались снаряды и рушились дома. Горько и тяжело…»

14 января 1943 года
«…Каждую ночь мы переживали кошмар. Завывает сирена и начинают бомбить зенитки. Сегодня всю ночь над Выборгской стороной жужжат вражеские самолеты.
Бомбят. Обстреливают. Слышен грохот падающих стен и разрывы снарядов. Тяжело! А главное – за что?»

24 января 1943 года
«…Враг бомбит и обстреливает жестоко наш бедный город вот уже который день. Много человеческих жертв».

29 января 1943 года
«…Прорыв блокады! Прорыв блокады! Какое счастье, какая радость! Всю эту ночь в городе никто не спал. Кто от радости плакал, кто целовался, кто просто громко кричал. Город ликовал!..
Мы уже не оторваны от Родины! У нас общая пульсация!»

Заканчивая свои «Автобиографические записки» этим «незабываемым радостным днём», А. П. Остроумова-Лебедева писала: «Я счастлива,
что была свидетельницей героической, победоносной борьбы и победы нашего великого народа, великого в своем терпении, мудрости и героизме».

Дневники художника помогают читателям увидеть блокадный Ленинград глазами автора, который обратил внимание на ускользнувшие от многих существенные факты жизни осаждённого города, открывая в нём новые детали и грани.

Образы города на Неве, созданные А. П. Остроумовой-Лебедевой, останутся незыблемым памятником художнице в истории русской культуры.

В собрании нашего музея хранится 4 графических листа Анны Петровны: «Петербург. Вид Невы сквозь колонны Биржи» (1908); «Петербург. Колонны Биржи и крепость» (1908); «Петербург. Крюков канал» (1910); «Петербург. Летний сад в инее» (1929). Гравюры поступили из коллекции Николая Васильевича Синицына (1912–2000) – художника, гравёра и педагога, ученика А. П. Остроумовой-Лебедевой.





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия