hkНиколай Петрович Крымов родился 20 апреля 1884 года в Москве, в семье художника. Отец, Петр Алексеевич, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, давшее хорошую академическую школу будущему педагогу и портретисту, писавшему портреты своих детей и друзей - профессоров Московского университета. Именно отец готовил сына к поступлению в Училище, куда тот и был принят в 1904 году на архитектурное отделение, а в 1907-м перевелся на живописное.

Учителями Николая Крымова были Валентин Серов, Леонид Пастернак, Николай Касаткин, но главным своим учителем Николай Крымов считал Исаака Левитана, хотя и не был с ним знаком лично. «Начиная с первых лет моей самостоятельной творческой жизни меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зрение, умение передавать моменты дня и характер русской природы... Пейзажи Левитана тем и замечательны, что при чрезвычайно искусном письме и свободе его техники они удивительно материальны, воздушны и правдивы», - писал Крымов. Придерживаясь очень определенных взглядов на искусство, он не разделял многочисленных теорий русского авангарда начала XX века, находя довольно едкие слова для их характеристики. Но и никогда не заигрывал с властями, не работал в чуждых ему темах, принципиально избегал всего, что не соответствовало его представлению о роли художника в жизни и в искусстве.

Живописное творчество Крымова очень своеобразно соединяет в себе большое и малое, повседневное и великое. В тишине уголков среднерусской природы или городского пейзажа, запечатленных им на холсте, ясно звучит и задушевная интонация очень личного восприятия, и мощный хор, прославляющий жизнь как уникальное явление в её величавой гармоничной целостности.

Собрание Сургутского художественного музея украшает одна из картин Николая Крымова – «Зимний дворик» (1920-е), написанная в традиционном стиле мастера маслом на холсте. Вероятно, зритель не сразу найдёт в ней нечто дорогое для себя, но, присмотревшись, может ощутить органичную соизмеримость чувств и переживаний человеческой души с окружающим миром. Городской заснеженный дворик в плотной застройке старой Москвы изображен без суетности, повествовательно, довольно подробно и «с чувством». Словно взгляд из окна в размышлениях о быстротечности жизни и монументальной значимости предметности материального мира. Ясность и кажущаяся простота картины, мягкая наполненность уютными живыми подробностями придает ей некую значительность, присутствующую в повседневности, но не в быте, а в бытие.

О себе и своем творчестве Николай Петрович, отшучиваясь, замечал со свойственным ему юмором: «Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех».

hk1





Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия