Среди произведений советского периода на выставке «Искусство принадлежит народу» особо выделяются картины художников, относящихся к группе «Одиннадцати». Это художественное объединение, существовавшее в 1972-1976 гг. в Ленинграде (в настоящее время Санкт-Петербург). 

В ноябре 1972 года 11 художников-бунтарей в выставочном зале Союза художников на Охте открыли необычную для советского искусства выставку. Число участников выставки (10 живописцев и один скульптор) дало название группе. Выставка «Одиннадцати» вошла в историю ленинградского искусства как яркое и знаковое культурное событие. Несмотря на запрет печати выставочного каталога, рецензирования, освещения в прессе, выставка пользовалась большой популярностью, очередь занимали с ночи.

Живопись «Одиннадцати» отличалась от искусства социалистического реализма: художники не навязывали зрителю идеологии, нередко работали в «нейтральном» жанре натюрморта, отказывались от предметности для усиления выразительности, вместо глухой академической гаммы, развивали собственный колорит.

Группа «Одиннадцати» вобрала в себя мастеров одного поколения, и каждый обладал яркой и неповторимой творческой и личностной индивидуальностью. Все входившие в группу художники имели немалый художественный опыт, имена многих из них были известны. Они принадлежали к поколению ленинградцев, родившихся задолго до Великой Отечественной войны, в период с 1917 по 1937 год, переживших блокаду. Иногда их называли «детьми хрущёвской оттепели». 

Объединение носило исключительно творческий характер и представляло собой целостный, но многогранный художественный коллектив. В этом объединении не было политического. Художников, разных по мироощущению и по живописной манере, объединяло одно - желание быть самим собой.

В состав группы «Одиннадцати» входили выдающиеся художники, супружеская пара - Евгения Антипова (1917 – 2009) и Виктор Тетерин (1922 – 1991). Их произведения музей приобрел лично у Евгении Антиповой в ее мастерской. Она сама отобрала полотна для Сургута, к этому времени мужа уже не было в живых. 

Живопись Евгении Антиповой – противовес, антипод ее судьбы. Ее холсты полны солнечного света, жизнерадостного темперамента, написаны динамично, широко, по первому впечатлению. Именно это – отход от натуроподобия, слишком вольное живописание – рассматривалось как вызов «официальному» искусству. 

Цветущий персик 1962 г
"Цветущий персик". 1962 г.
 
В саду 1994 г
"В саду". 1994 г.
 
Виктор Тетерин работал в технике масляной живописи и акварели. Он так писал о своем творчестве: «Через натюрморт, пейзаж, фигурную композицию я стремлюсь показать поэзию обыденной жизни, ее красоту, гармонию». Художник удивляет зрителей своей бесхитростностью, простотой, беззащитной искренностью. В мастерской Тетерина не было ни одной картины на «нужную», «общественно значимую» тему. Исключительно – натюрморты, пейзажи, уголки природы, окна, распахнутые навстречу воздуху, солнечному свету.
 
Никотский монастырь. Памятник XVI века 1968 г
"Никотский монастырь. Памятник XVI века." 1968 г.
 
Оливы.1966г
"Оливы".1966 г.
 
Посетить выставку "Искусство принадлежит народу" и увидеть работы художников знаменитой Группы "Одиннадцати" можно до 24 февраля! Ждём Вас в Художественном!
 
Афиша Искусство народу




Назад
А А А Ц Ц Кернинг: 1 2 3 Шрифт: Arial Times Скрыть изображения Показать изображения Обычная версия